Витамин К и К2, что, зачем и почему?

“Витамин К” – это название семейства соединений с общей химической структурой, Эти соединения включают филлохинон (витамин К1) и серию менахинонов (витамин К2). Варианты К2: МК-4, МК-7 и МК-9 являются наиболее хорошо изученными менахинонами.

Филлохинон (K1) содержится главным образом в зеленых листовых овощах и является основной пищевой формой витамина К.

Менахиноны (К2), которые имеют преимущественно бактериальное происхождение, присутствуют в умеренных количествах в различных продуктах животного происхождения и ферментированных продуктах. Почти все менахиноны, в частности длинноцепочечные менахиноны, также вырабатываются бактериями в кишечнике человека. МК-4 уникален тем, что он вырабатывается организмом из филлохинона в процессе превращения, который не связан с действием бактерий.

Витамин К функционирует как кофермент для витамин-К-зависимой карбоксилазы, фермента, необходимого для синтеза белков, участвующих в гемостазе (свертывании крови) и метаболизме костей. Протромбин (фактор свертывания крови II) — это витамин К-зависимый белок плазмы, который непосредственно участвует в свертывании крови. Варфарин и некоторые антикоагулянты, используемые в основном в Европе, противодействуют активности витамина К и, в свою очередь, протромбина. По этой причине лицам, принимающим эти антикоагулянты, необходимо поддерживать постоянное потребление витамина К.

По сравнению с другими жирорастворимыми витаминами, в крови циркулирует очень небольшое количество витамина К. Витамин К быстро метаболизируется и выводится из организма.

Мало что известно о всасывании и транспорте витамина К, вырабатываемого кишечными бактериями, но исследования показывают, что в толстом кишечнике присутствуют значительные количества длинноцепочечных менахинонов. Хотя количество витамина К, которое организм получает таким образом, неясно, эксперты полагают, что эти менахиноны удовлетворяют по крайней мере часть потребности организма в витамине К.

Источники витамина К

Пищевые источники филлохинона включают овощи, особенно зеленые листовые овощи, растительные масла и некоторые фрукты. Мясо, молочные продукты и яйца содержат низкий уровень филлохинона, но небольшое количество менахинонов. Натто (традиционное японское блюдо, приготовленное из ферментированных соевых бобов) содержит большое количество менахинонов. Другие ферментированные продукты, такие как сыр, также содержат менахиноны. Однако формы и количества витамина К в этих продуктах, вероятно, варьируются в зависимости от штаммов бактерий, используемых для приготовления продуктов, и условий их ферментации.

Наиболее распространенными источниками витамина К в рационе питания являются шпинат; брокколи; салат айсберг; а также жиры и масла, особенно соевое и каноловое.

Витамин К присутствует в большинстве поливитаминных / мультиминеральных добавок, обычно в количестве менее 75% от суточной нормы. Он также доступен в виде пищевых добавок, содержащих только витамин К или витамин К в сочетании с несколькими другими питательными веществами, часто кальцием, магнием и / или витамином D. Эти добавки, как правило, содержат более широкий диапазон доз витамина К, чем поливитаминные / минеральные добавки, причем некоторые из них содержат 4050 мкг (5063% от DV) или другое очень большое количество

Несколько форм витамина К используются в пищевых добавках, включая витамин К1 в виде филлохинона или фитонадиона (синтетическая форма витамина К1) и витамин К2 в виде МК-4 или МК-7. Имеется мало данных об относительной биодоступности различных форм добавок с витамином К. Исследования показали, что и фитонадион, и добавки МК-7 хорошо усваиваются, но МК-7 имеет более длительный период полураспада.

Не все витамины полезны, например, Менадион, который иногда называют “витамином К3”, является еще одной синтетической формой витамина К. В ходе лабораторных исследований, проведенных в 1980-х и 1990-х годах, было показано, что он повреждает клетки печени, поэтому его больше не используют в пищевых добавках или обогащенных продуктах.

Потребление и статус витамина К

Большинство рационов питания содержат достаточное количество витамина К, сообщения о дефиците этого витамина у взрослых очень редки.

Дефицит витамина К

Дефицит витамина К считается клинически значимым только тогда, когда протромбиновое время значительно увеличивается из-за снижения протромбиновой активности крови. Таким образом, кровотечения являются классическими признаками дефицита витамина К, хотя эти эффекты проявляются только в тяжелых случаях. Дефицит витамина К также может снижать минерализацию костей и способствовать развитию остеопороза.

Клинически значимый дефицит витамина К у взрослых встречается очень редко и обычно ограничивается людьми с нарушениями всасывания или теми, кто принимает лекарства, которые нарушают метаболизм витамина К. У здоровых людей, придерживающихся разнообразной диеты, достичь потребления витамина К на низком уровне, достаточном для изменения стандартных клинических показателей свертываемости крови, практически невозможно.

Группы риска недостаточности витамина К

Новорожденные, не получавшие витамин К при рождении

Транспортировка витамина К через плаценту недостаточна, что увеличивает риск дефицита витамина К у новорожденных. В течение первых нескольких недель жизни дефицит витамина К может вызвать кровотечение из-за дефицита витамина К, состояние, ранее известное как “классическая геморрагическая болезнь новорожденных”. В некоторых странах для предотвращения геморрагической болезни новорожденных рекомендуется вводить однократную внутримышечную дозу от 0,5 до 1 миллиграмма (мг) витамина К1 при рождении.

Люди с нарушениями всасывания

Люди с синдромами мальабсорбции и другими желудочно-кишечными расстройствами, такими как муковисцидоз, целиакия, язвенный колит и синдром короткого кишечника, могут неправильно усваивать витамин К. Уровень витамина К также может быть низким у пациентов, перенесших бариатрическую операцию, хотя клинических признаков может и не быть. Этим людям может потребоваться мониторинг состояния витамина К и, в некоторых случаях, прием добавок витамина К.

Витамин К и остеопороз

Остеопороз, заболевание, характеризующееся пористостью и хрупкостью костей, является серьезной проблемой общественного здравоохранения. Потребление достаточного количества кальция и витамина D, особенно в детском, подростковом и раннем взрослом возрасте, важно для увеличения костной массы и снижения риска остеопороза.

Хотя витамин К участвует в карбоксилировании остеокальцина, неясно, снижает ли прием добавок с какой-либо формой витамина К риск развития остеопороза.

В 2006 году был проведен систематический обзор и мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований, в которых изучалось влияние добавок витамина К на минеральную плотность костной ткани и переломы костей. Большинство испытаний было проведено в Японии с участием женщин в постменопаузе; продолжительность испытаний составляла от 6 до 36 месяцев. В систематический обзор были включены тринадцать исследований, и 12 показали, что добавки либо с фитонадионом, либо с МК-4 улучшали минеральную плотность костной ткани. Прием добавок МК-4 значительно снизил частоту переломов бедра, позвонков и всех невертебральных переломов.

Последующее клиническое исследование показало, что прием добавок МК-7 (180 мкг в день в течение 3 лет) улучшает прочность костей и уменьшает потерю высоты позвонков в нижней части грудной клетки у женщин в постменопаузе. Другие рандомизированные клинические испытания, проведенные после обзора в 2006 г., обнаружили, что добавки витамина К не влияют на минеральную плотность костной ткани у пожилых мужчин или женщин. В одном из этих исследований 381 женщина в постменопаузе получала либо 1 мг филлохинона, либо 45 мг МК-4, либо плацебо ежедневно в течение 12 месяцев. Все участники также ежедневно получали добавки, содержащие 630 мг кальция и 400 МЕ витамина D3. В конце исследования у участников, получавших либо филлохинон, либо МК-4, были значительно более низкие уровни некарбоксилированного остеокальцина по сравнению с теми, кто получал плацебо. Однако не было выявлено существенных различий в минеральной плотности костной ткани поясничного отдела позвоночника или проксимального отдела бедренной кости ни в одной из групп лечения. Авторы отметили важность учета влияния витамина D на здоровье костей при сравнении результатов исследований добавок витамина К, особенно если и витамин К, и витамин D (и / или кальций) назначаются группе лечения, но не группе плацебо. Прием витамина D и / или кальция вместе с витамином К может частично объяснить, почему некоторые исследования показали, что добавки с витамином К улучшают здоровье костей, в то время как другие — нет.

В Японии и других частях Азии фармакологическая доза МК-4 (45 мг) используется для лечения остеопороза. Европейское управление по безопасности пищевых продуктов одобрило заявку на витамин К для здоровья, отметив, что “была установлена причинно-следственная связь между потреблением витамина К с пищей и поддержанием нормальной костной ткани”.

Витамин К2 и ишемическая болезнь сердца

Кальцификация сосудов является одним из факторов риска ишемической болезни сердца, поскольку она снижает эластичность аорты и артерий. Есть исследования на животных, показавшие, что недостаточный уровень витамина К может увеличить кальцификацию сосудов и риск ишемической болезни сердца. Эти результаты могут быть особенно актуальны для пациентов с хроническим заболеванием почек, поскольку у них частота кальцификации сосудов намного выше, чем у населения в целом.

В обсервационном исследовании, проведенном в Нидерландах с участием 564 женщин в постменопаузе, потребление менахинона (но не филлохинона) с пищей было обратно пропорционально связано с кальцификацией коронарных артерий. Потребление менахинона также было обратно пропорционально связано с тяжелой кальцификацией аорты в проспективном популяционном когортном исследовании с участием 4807 мужчин и женщин в возрасте 55 лет и старше из Нидерландов. Участники этого исследования, которые принимали менахинон с пищей также имели на 27% и 57% более низкий риск смертности от ишемической болезни сердца. Прием филлохинона не повлиял ни на один результат.

Несмотря на эти данные, в нескольких исследованиях изучалось влияние добавок витамина К на кальцификацию артерий или риск ишемической болезни сердца. В одном рандомизированном двойном слепом клиническом исследовании изучался эффект приема филлохинона у 388 здоровых мужчин и женщин в постменопаузе в возрасте 60-80 лет. Участники получали либо поливитамины (содержащие витамины группы В, витамин С и витамин Е) плюс 500 МЕ витамина D3, 600 мг кальция и 500 мкг филлохинона ежедневно, либо поливитамины плюс только кальций и витамин D3 (контроль) в течение 3 лет. Не было выявлено существенной разницы в кальцификации коронарных артерий между группами лечения и контроля. Однако среди 295 участников, которые принимали дополнительно филлохинон, прогрессирование кальцификации коронарных артерий было значительно меньшим, чем у участников контрольной группы. Кроме того, среди пациентов с кальцификацией коронарных артерий в исходном состоянии лечение филлохиноном уменьшило прогрессирование кальцификации на 6% по сравнению с контрольной группой. Основываясь на этих результатах, авторы не давали никаких клинических рекомендаций и призвали к проведению более масштабных исследований в других группах населения.

В настоящее время роль различных форм витамина К в отношении кальцификации артерий и риска ишемической болезни сердца неясна, но она продолжает оставаться активной областью исследований среди населения в целом и у пациентов с хроническим заболеванием почек.

Риски для здоровья, связанные с избытком витамина К

В своем отчете FNB (Food and Nutrition Board – контролирующая организация в США по витаминам и биодобавкам) заявили, что “не сообщалось о каких-либо побочных эффектах, связанных с потреблением витамина К с пищей или добавками у людей или животных”.

Взаимодействие с лекарственными препаратами

Витамин К взаимодействует с несколькими лекарствами. Кроме того, некоторые лекарства могут оказывать неблагоприятное воздействие на уровень витамина К. Ниже приведены некоторые примеры. Лица, регулярно принимающие эти и другие лекарства, должны обсудить свой статус витамина К со своими медицинскими работниками.

Варфарин (Кумадин®) и аналогичные антикоагулянты

Этот препарат противодействует активности витамина К, что приводит к истощению витамин К-зависимых факторов свертывания крови. Людям, принимающим варфарин и аналогичные антикоагулянты, необходимо поддерживать постоянное потребление витамина К с пищей и пищевыми добавками, поскольку внезапные изменения в потреблении витамина К могут усилить или ослабить антикоагулянтный эффект.

Антибиотики

Антибиотики могут уничтожать бактерии, вырабатывающие витамин К, в кишечнике, что потенциально снижает уровень витамина К. Этот эффект может быть более выраженным при применении антибиотиков цефалоспоринового ряда, поскольку эти антибиотики также могут подавлять действие витамина К в организме. Добавки с витамином К обычно не требуются, если только прием антибиотиков не является длительным (более нескольких недель) и не сопровождается недостаточным потреблением витамина К.

Секвестранты желчных кислот

Секвестранты желчных кислот, такие как холестирамин и колестипол используются для снижения уровня холестерина путем предотвращения реабсорбции желчных кислот. Они также могут снижать всасывание витамина К и других жирорастворимых витаминов. Следует контролировать уровень витамина К у людей, принимающих эти лекарства, особенно если они используются в течение многих лет.

Орлистат

Орлистат — это препарат для снижения веса (Ксеникал®). Он снижает усвояемость организмом пищевых жиров и при этом может также снижать усвояемость жирорастворимых витаминов, таких как витамин К. Сочетание орлистата с терапией варфарином может вызвать значительное увеличение протромбинового времени. В остальном орлистат обычно не оказывает клинически значимого влияния на уровень витамина К, хотя врачи обычно рекомендуют пациентам, принимающим орлистат, принимать поливитаминные добавки, содержащие витамин К.

Выводы:

1.     Витамин К – достаточно нужный биохимический компонент в системе свертывания крови и минеральном обмене скелета.

2.     Нужен он или нет, достоверно помогут узнать лабораторные анализы, всем подряд его принимать не стоит, данные по его пользе неоднозначны

3.     При лечении остеопороза скорее “ДА” чем “НЕТ”, есть исследования, говорящие о пользе, есть исследования опровергающие этот тезис, но вот исследований о вреде нет.

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ
  • VK
  • Telegram
  • WhatsApp
  • Odnoklassniki
показать все

Запишитесь на прием

Оставьте свой телефон и наш оператор свяжется с вами для записи к врачу

    Лицензии

    смотреть все
    смотреть все

    Наши центры

    Город:
    Местонахождение:
    1616
    Перейти к содержимому